Яхт-клуб
(марина, причал-стоянка и пр.)
находится на стыке интересов многих контролирующих организаций как водных, так и сухопутных, поэтому при его проектировании
нужно учесть требования разнообразных действующих нормативно-правовых документов различных ведомств.
Как и любое проектирование создание проекта яхт-клуба начинается с составления Технического задания, в котором указываются:
- месторасположение объекта (обязательно должна быть информация по расположению судового хода в районе строительства объекта);
- тип акватории (открытые акватории со сложными природными условиями, например, Черное и Балтийское моря, Ладожское и Онежское озера; защищенные акватории во внутренних водоемах, где волна несущественна, например, Москва-река, Химкинское, Клязьминское и Пестовское водохранилища);
- максимальное расстояние до противоположного берега (для акваторий на внутренних водах);
- максимальная (минимальная) глубина акватории на основании Акта промера глубин, который является неотъемлемой частью Технического задания;
- характеристика грунта дна (песок, камень, ил, глина и пр.), а при установке причальных сооружений на сваях необходимы также пробы грунта на акватории объекта;
- гидро-метеорологическая характеристика объекта, в которой обязательно должны быть отражены скорости и преобладающие направления ветра, высоты волны в зависимости от направления ветра и времени года, наличие течения, его скорость и направление, изменения уровня воды, наличие приливов/отливов их максимальное значение и скорость, ледовый режим (статический, подвижки, толщина льда и пр.);
- состав флота (общее количество, распределение по длине и типам судов) и примерная схема расстановки судов на акватории;
- тип причальных сооружений (стационарные на свайном основании, плавучие из понтонов и т. п.);
- описание причальных сооружений (например, столько-то железобетонных понтонов длиной Х и шириной Y; доступ на причалы по сходням стальным длиной А и шириной В; швартовка судов с использованием пальцев длиной C, D, E метров; установка причалов на сваи или “мертвые” якоря);
- количество и тип оборудования безопасности (спасательные трапы, посты безопасности, щиты пожарного оборудования и пр.);
- количество и тип колонок (сервисно-осветительные, осветительные, идентификационные);
- требования к берегоукреплению и дноуглублению;
- дополнительные сведения по организации береговой территории (наличие открытой площадки хранения судов, эллинга (холодный или теплый), здания яхт-клуба, гостиницы, стоянки для а/м и прочего).
Для составления полноценного Технического задания необходима предварительная разработка Концепции, которая будет содержать:
- анализ возможности акватории и береговой территории с учетом действующего законодательства, нормативных актов, других требований и ограничений;
- оценку рыночной яхтенной конъюнктуры и конкурентного окружения;
- определение основных параметров яхт-клуба (марины, стоянки) – количество и размеры лодок, виды услуг яхтам и экипажам;
- определение основных технологических процессов и способов их реализации;
- определение перечня и характеристик основных сооружений порта, их инженерные решения;
- размещение объектов на территории и акватории, эскиз генплана (возможно несколько вариантов на выбор);
- определение перечня основных работ по сооружению порта, включая подготовительные работы (возможно по нескольким вариантам);
- анализ и рекомендации по выбору возможных исполнителей–проектировщиков, строителей, монтажников, поставщиков технологического оборудования,
- определение ориентировочных финансовых и временных затрат на сооружение порта (возможно сравнение вариантов);
- рекомендации по процедурам согласования водного объекта.
Проектирование яхт-клуба обычно ведется в две стадии:
- технический проект;
- рабочая документация.
Технический проект включает разработку всех элементов яхт-клуба и сметно-финансовые расчеты, необходимые для Заказчика-Инвестора.
Объем разрабатываемой на этом этапе документации достаточен для проведения необходимых согласований.
На данном этапе также разрабатываются разделы “Охрана окружающей среды” (ООС), “Пожарная безопасность” и проект организации строительства (ПОС).
Технический проект состоит из двух частей – водной и наземной.
Водная часть включает:
1. Общепроектные документы:
- Пояснительная записка по причальным сооружениям;
- Генеральный план причальных сооружений;
- Расположение пальцев, кнехтов, колонок, оборудования безопасности.
2. Документы по конструкции причальных и волнозащитных сооружений, а также их элементов, например (для плавучих причальных сооружений):
- Понтон ж/б 12х2,4 м. Вид общий и конструкция;
- Крепление привального бруса понтонов;
- Крепление деревянного настила понтонов;
- Пальцы 6,0; 7,5; 10,5 и 12,0 м. Вид общий и конструкция;
- Узел соединения транцев понтонов;
- Т-образное соединение понтонов;
- Узел крепления пальцев.
3. Документы по системе якорения или свайного крепления (для плавучих причальных сооружений), например:
- Якорь ж/б держащей силой 1,2 т
- Расчет системы крепления плавучих причальных веток;
- Схема крепления причальных сооружений на якорях и к берегу;
- Детали крепления якорной цепи.
4. Документы по организации доступа на причальные сооружения, например, для плавучих причальных сооружений:
- Сходня стальная с деревянным настилом 10х1,8 м. Вид общий и конструкция;
- Установка сходни стальной 10х1,8 м.
5. Документы по сервисному оборудованию и оборудованию безопасности:
- Сервисная колонка. Вид общий и конструкция;
- Осветительная колонка. Вид общий и конструкция;
- Колонка идентификации пирса. Вид общий и конструкция;
- Крепление колонки к понтону;
- Трап спасательный. Вид общий и установка;
- Пост безопасности. Вид общий и установка.
6. Документы по швартовному оборудованию и его установке.
7. Документы по производству дноуглубительных работ.
8. Документы по электрической части причальных сооружений, например:
- Принципиальная схема сети переменного тока 220/380 В;
- Расчет необходимой выделенной мощности, подбор сечения кабелей и выбор автоматических выключателей.
9. Документы по водоснабжению причальных сооружений, например:
- Водоснабжение. Схема принципиальная;
- Расчет водопотребления судами, базирующимися на причальных сооружениях.
10. Дополнительные документы, необходимые в случае проведения к причальным сооружениям слаботочных линий (интернет, телефония, телевидение, системы видеонаблюдения и пр.), установки несамоходных бункеровочных судов и т. д.
Наземная часть включает документы по:
1. Общему зонированию, включая проектирование береговой линии, ландшафта и схемы дорог;
2. Берегоукреплению;
3. Системе дренажа, водопровода, канализации, освещения и электропроводки береговой территории;
4. Парковке;
5. Системе сточных вод;
6. Инфраструктуре обслуживания судов (сервисно-ремонтная зона, зона подъема/спуска и перемещения судов, эллинг и открытые площадки для хранения судов);
7. Подъемно-транспортному оборудованию;
8. Средствам сбора отходов ГСМ и бытовых;
9. Сооружениям для обслуживания посетителей (клубное здание, помещения для переодевания, туалеты и душевые)
10. Сооружениям для персонала (помещения для переодевания, туалеты и душевые);
11. Другим сооружениям на берегу, например: клубное здание, магазин, гостиница, ресторан.
Подробный перечень документов, разрабатываемых по наземной части обширен и уточняется в каждом конкретном случае.
Рабочая документация разрабатывается для изготовления и строительства нетиповых конструкций, зданий и сооружений. Используется для проведения тендера и строительства.
Срок разработки концепций яхт-клубов составляет порядка 3-х–4-х месяцев.
Техническое проектирование занимает от 6 до 18 месяцев.