free counters

Яндекс.Метрика


Яндекс цитирования

  Проектирование яхт-клубов, марин, причалов-стоянок и прочего
 
 

Яхт-клуб (марина, причал-стоянка и пр.) находится на стыке интересов многих контролирующих организаций как водных, так и сухопутных, поэтому при его проектировании нужно учесть требования разнообразных действующих нормативно-правовых документов различных ведомств.

Как и любое проектирование создание проекта яхт-клуба начинается с составления Технического задания, в котором указываются:

  • месторасположение объекта (обязательно должна быть информация по расположению судового хода в районе строительства объекта);
  • тип акватории (открытые акватории со сложными природными условиями, например, Черное и Балтийское моря, Ладожское и Онежское озера; защищенные акватории во внутренних водоемах, где волна несущественна, например, Москва-река, Химкинское, Клязьминское и Пестовское водохранилища);
  • максимальное расстояние до противоположного берега (для акваторий на внутренних водах);
  • максимальная (минимальная) глубина акватории на основании Акта промера глубин, который является неотъемлемой частью Технического задания;
  • характеристика грунта дна (песок, камень, ил, глина и пр.), а при установке причальных сооружений на сваях необходимы также пробы грунта на акватории объекта;
  • гидро-метеорологическая характеристика объекта, в которой обязательно должны быть отражены скорости и преобладающие направления ветра, высоты волны в зависимости от направления ветра и времени года, наличие течения, его скорость и направление, изменения уровня воды, наличие приливов/отливов их максимальное значение и скорость, ледовый режим (статический, подвижки, толщина льда и пр.);
  • состав флота (общее количество, распределение по длине и типам судов) и примерная схема расстановки судов на акватории;
  • тип причальных сооружений (стационарные на свайном основании, плавучие из понтонов и т. п.);
  • описание причальных сооружений (например, столько-то железобетонных понтонов длиной Х и шириной Y; доступ на причалы по сходням стальным длиной А и шириной В; швартовка судов с использованием пальцев длиной C, D, E метров; установка причалов на сваи или “мертвые” якоря);
  • количество и тип оборудования безопасности (спасательные трапы, посты безопасности, щиты пожарного оборудования и пр.);
  • количество и тип колонок (сервисно-осветительные, осветительные, идентификационные);
  • требования к берегоукреплению и дноуглублению;
  • дополнительные сведения по организации береговой территории (наличие открытой площадки хранения судов, эллинга (холодный или теплый), здания яхт-клуба, гостиницы, стоянки для а/м и прочего).

Для составления полноценного Технического задания необходима предварительная разработка Концепции, которая будет содержать:

  • анализ возможности акватории и береговой территории с учетом действующего законодательства, нормативных актов, других требований и ограничений;
  • оценку рыночной яхтенной конъюнктуры и конкурентного окружения;
  • определение основных параметров яхт-клуба (марины, стоянки) – количество и размеры лодок, виды услуг яхтам и экипажам;
  • определение основных технологических процессов и способов их реализации;
  • определение перечня и характеристик основных сооружений порта, их инженерные решения;
  • размещение объектов на территории и акватории, эскиз генплана (возможно несколько вариантов на выбор);
  • определение перечня основных работ по сооружению порта, включая подготовительные работы (возможно по нескольким вариантам);
  • анализ и рекомендации по выбору возможных исполнителей–проектировщиков, строителей, монтажников, поставщиков технологического оборудования,
  • определение ориентировочных финансовых и временных затрат на сооружение порта (возможно сравнение вариантов);
  • рекомендации по процедурам согласования водного объекта.

Проектирование яхт-клуба обычно ведется в две стадии:

  • технический проект;
  • рабочая документация.

Технический проект включает разработку всех элементов яхт-клуба и сметно-финансовые расчеты, необходимые для Заказчика-Инвестора.

Объем разрабатываемой на этом этапе документации достаточен для проведения необходимых согласований.

На данном этапе также разрабатываются разделы “Охрана окружающей среды” (ООС), “Пожарная безопасность” и проект организации строительства (ПОС).

Технический проект состоит из двух частей – водной и наземной.

Водная часть включает:

1. Общепроектные документы:

    • Пояснительная записка по причальным сооружениям;
    • Генеральный план причальных сооружений;
    • Расположение пальцев, кнехтов, колонок, оборудования безопасности.

2. Документы по конструкции причальных и волнозащитных сооружений, а также их элементов, например (для плавучих причальных сооружений):

    • Понтон ж/б 12х2,4 м. Вид общий и конструкция;
    • Крепление привального бруса понтонов;
    • Крепление деревянного настила понтонов;
    • Пальцы 6,0; 7,5; 10,5 и 12,0 м. Вид общий и конструкция;
    • Узел соединения транцев понтонов;
    • Т-образное соединение понтонов;
    • Узел крепления пальцев.

3. Документы по системе якорения или свайного крепления (для плавучих причальных сооружений), например:

    • Якорь ж/б держащей силой 1,2 т

    • Расчет системы крепления плавучих причальных веток;
    • Схема крепления причальных сооружений на якорях и к берегу;
    • Детали крепления якорной цепи.

4. Документы по организации доступа на причальные сооружения, например, для плавучих причальных сооружений:

    • Сходня стальная с деревянным настилом 10х1,8 м. Вид общий и конструкция;
    • Установка сходни стальной 10х1,8 м.

5. Документы по сервисному оборудованию и оборудованию безопасности:

    • Сервисная колонка. Вид общий и конструкция;
    • Осветительная колонка. Вид общий и конструкция;
    • Колонка идентификации пирса. Вид общий и конструкция;
    • Крепление колонки к понтону;
    • Трап спасательный. Вид общий и установка;
    • Пост безопасности. Вид общий и установка.

6. Документы по швартовному оборудованию и его установке.

7. Документы по производству дноуглубительных работ.

8. Документы по электрической части причальных сооружений, например:

    • Принципиальная схема сети переменного тока 220/380 В;
    • Расчет необходимой выделенной мощности, подбор сечения кабелей и выбор автоматических выключателей.

9. Документы по водоснабжению причальных сооружений, например:

    • Водоснабжение. Схема принципиальная;
    • Расчет водопотребления судами, базирующимися на причальных сооружениях.

10. Дополнительные документы, необходимые в случае проведения к причальным сооружениям слаботочных линий (интернет, телефония, телевидение, системы видеонаблюдения и пр.), установки несамоходных бункеровочных судов и т. д.

Наземная часть включает документы по:

1. Общему зонированию, включая проектирование береговой линии, ландшафта и схемы дорог;

2. Берегоукреплению;

3. Системе дренажа, водопровода, канализации, освещения и электропроводки береговой территории;

4. Парковке;

5. Системе сточных вод;

6. Инфраструктуре обслуживания судов (сервисно-ремонтная зона, зона подъема/спуска и перемещения судов, эллинг и открытые площадки для хранения судов);

7. Подъемно-транспортному оборудованию;

8. Средствам сбора отходов ГСМ и бытовых;

9. Сооружениям для обслуживания посетителей (клубное здание, помещения для переодевания, туалеты и душевые)

10. Сооружениям для персонала (помещения для переодевания, туалеты и душевые);

11. Другим сооружениям на берегу, например: клубное здание, магазин, гостиница, ресторан.

Подробный перечень документов, разрабатываемых по наземной части обширен и уточняется в каждом конкретном случае.

Рабочая документация разрабатывается для изготовления и строительства нетиповых конструкций, зданий и сооружений. Используется для проведения тендера и строительства.

Срок разработки концепций яхт-клубов составляет порядка 3-х–4-х месяцев.

Техническое проектирование занимает от 6 до 18 месяцев.